Смешанное обучение – это вариант обучения, подразумевающий сочетание традиционной формы в виде очных тренингов и интерактивных курсов, включая дистанционную систему СДО. Вариантов подготовки обучающей программы много: книги, видеосюжеты, презентации, схемы, таблицы, компьютерная графика, вебинары/семинары и т.д. Выбор последовательности фаз классического и электронного обучения свободный, в зависимости от специфики работы компании.
Рассмотрим основные принципы организации смешанной системы обучения: последовательность, наглядность, практическое применение, непрерывность, поддержка.
Получить эффект от обучающего процесса можно только при последовательной подаче материалов. Сначала нужно дать студенту «пощупать» изучаемое, затем необходимо изучить теорию касаемо того предмета и только по завершению обучения переходить к практике.
Современные программные инструменты, используемые в СДО, позволяют создавать базы знаний, где можно хранить весь обучающий материал: от текстовых описаний и книг до видео, презентаций или даже интерактивных модулей. При смешанном обучении их сочетают с бумажными книгами и «физическими тренажерами».
Теорию обязательно нужно закреплять на практике. Иначе знания на 70-80% окажутся бесполезны, т.к. большинство людей забывает пройденный материал. Только практические занятия позволяют закрепить изученное надолго.
Смешанное обучение включает в себя принципы так называемого «микрообучения». Это означает, что учебный процесс нужно разбить на блоки по схеме: традиционный-электронный-традиционный и т.д. Последовательность можно менять, главное, чтобы каждый модуль был «завершенным», нес определенную пользу сам по себе.
Еще важно, чтобы в течение всего цикла обучения у студентов была возможность обратиться для получения разъяснений по непонятному материалу. Такая поддержка должна присутствовать не только на очных занятиях, но и во время дистанционных этапов.
Существует несколько причин, чтобы перейти от классического обучения к смешанному. Одной из них является стремление к оптимизации бизнес-процессов. Например, в вузах под эту процедуру попадают очные консультации, проверки контрольных заданий, выполненных «на бумаге» и т.д. В условиях активного развития информационных технологий смешанное обучение становится все более логичным: можно выкладывать учебники в интернете, рассылать задания на Email и пр.
Подробнее и развитии смешанного обучения:
Отталкиваясь от подобных сведений, федеральный департамент образования США провел анализ более тысячи независимых исследований, где сравнивали способы обучения: классическое, онлайн и их комбинацию. Результаты: дистанционные варианты вплоть до 2008 года не имели каких-либо преимуществ перед традиционной учебой. Но в сравнении с тем же СДО смешанное обучение было эффективнее способа, подразумевающего прохождение только онлайн-курсов.
Итогом исследования стало существенное укрепление позиций комбинированного варианта, резкий рост динамики распространения в различные сферы деятельности.
Одновременно это привело к появлению целого спектра новых профессий:
Фактически сформировался отдельный «сектор», занимающийся развитием только электронного формата обучения. Хотя опыт таких профильных специалистов вполне актуален для подготовки материалов и для традиционных способов преподавания.
Важно учитывать, что эффективность любого способа обучения, включая смешанный, существенно зависит от правильной постановки цели. Это необходимо сделать раздельно для всех направлений – классических тренингов, конкретных блоков СДО. При четкой постановке цели каждый модуль с материалами/тестами будет привносить определенную ценность в общую систему образования. Но также нужно «знать меру», чтобы чрезмерно не усложнять процесс.
Основу современных методов обучения часто составляет поведенческая (бихевиористская) теория, подразумевающая определенную реакцию студента на конкретные ситуации:
На практике смешанного обучения это легко решить за счет внедрения тестовых проверок после СДО, когда преподаватель уже на очных тренингах измеряет уровень творческого потенциала того или иного учащегося. В общей сложности, формула обучения выглядит как С> Р> П (ситуация> реакция> подкрепление). К каждому тесту, отражающему «ситуации», необходимо добавить «подкрепления», а также правила реагирования на неудовлетворительные результаты (реакции).
Здесь существенную роль начинает играть профессионализм специалистов, которые занимаются разработкой учебных материалов. Важно, чтобы еще на этапе подготовки было четко понятно, чего можно добиться прохождением курса: какие навыки получат студенты и т.д. В этом фокусе СДО приобретает ключевое назначение, а традиционные блоки становятся второстепенными.
Чтобы приступить к дистанционному обучению, необязательно собирать собственную команду и разрабатывать курсы «с нуля». Вполне достаточно воспользоваться готовыми решениями, какие предлагает наш учебный центр. В них уже включены проработанные презентации, видеосюжеты, которые запускаются на воспроизведение одним кликом. Специалисты при подготовке тренингов используют современные инструменты для обработки изображений, видео, аудио.
Преимущества обращения к нам:
Чтобы получить более подробную консультацию по возможностям СДО, звоните в компанию ОЧУ ДПО «УККОМ-Центр». Специалисты помогут организовать курсы по охране труда, по пожарно-техническому минимуму, электробезопасности, промышленной безопасности, тепловым установкам. Вебинары, иные обучающие мероприятия организуют высококвалифицированные преподаватели престижных вузов.