Скаффолдинг представляет собой теорию обучения, которая заключается в том, что преподаватель или наставник помогает ученику решить поставленные задачи или справиться с возникшими в процессе обучения проблемами. При этом преподаватель оказывает помощь только для решения определенной задачи и в необходимом для этого объеме. Основной целью скаффолдинга является повышение самостоятельности учеников и формирования к них навыков обучения и возможности справиться с поставленными задачами. Основными инструментами скаффолдинга является работа в группе, физическая активность и визуализация.
Скаффолдинг дословно переводится как «строительные леса». Точно так же, как леса помогают строителям в выполнении работы, скаффолдинг обеспечивает ученикам необходимую поддержку при преодолении вершин на пути к успеху. Скаффолдинг подразумевает активное участие в обучении учителей, наставников, педагогов и родителей.
Наставник должен быть рядом с учеником, но помогать ему только на определенном уровне, чтобы он смог сам научиться справляться с трудными задачами. Поэтому данное понятие не означает, что наставник должен делать все за ученика, а только помогать ему в преодолении тех шагов, которые он не может сделать самостоятельно. При этом учитель не дает готовые ответы, а помогает ученику найти их самому.
К примеру, нельзя научить кого-то ездить за рулем, если он будет всегда находиться на пассажирском сидении. Скаффолдинг направлен только на помощь и поддержку. Никакая работа не должна быть выполнена на ученика. Наставник и учитель должен мотивировать и поддерживать, а не решать все проблемы. Поэтому данный термин означает квалифицированную помощь и поддержку в процессе обучения, обеспечивающую его максимально быстрое развитие и приобретение навыков самостоятельности.
Термин скаффолдинга появился почти 50 лет назад и был изобретен известными американскими психологами. Они занимались изучением процесса обучения и поняли, что именно наставничество лучше всего мотивирует учеников на быстрое получение нужных навыков и учит их самостоятельно решать сложные задачи.
Поэтому процесс такого обучения заключается в первую очередь в контроле выполнения задач, а если ученик с ними не справляется или они выходят за пределы его знаний и умений, то он должен сам попросить о помощи. Пока этого не происходит, наставник не вмешивается в попытки ученика самостоятельно решить проблему. К основным принципам скаффолдинга относится:
Чтобы ученик смог достичь поставленных задач, существуют пять основных критериев скаффолдинга:
Поэтому скаффолдинг является эффективным методом, использование которого дает возможность ученикам достигать поставленных целей. Применение на практике принципов скаффолдинга позволяет учителям поддерживать учеников и эффективно руководить процессом обучения.
Существует два основных вида скаффолдинга – это планируемый и непосредственный. В процессе обучения чаще всего используется оба вида скаффолдинга для обеспечения наилучшего результата.
Непосредственный скаффолдинг представляет собой стратегии, которые подбираются непосредственно в процессе учебы, например, во время ответа ученика на вопрос или при решении им трудной задачи. Данный тип скаффолдинга использует ряд приемов для лучшего усвоения материала:
К примеру, можно визуализировать путь ученика к завершению задания, где на каждом его участке нужно сделать небольшие части. Такой способ позволяет временно скрыть ненужные задачи, чтобы помочь сфокусироваться на основном.
Планируемый тип скаффолдинга также подразделяется на разные формы:
Планируемый скаффолдинг не менее эффективен, чем тот, который используется непосредственно в процессе обучения. К таким приемам в первую очередь относятся заранее подобранные и подготовленные учебные материалы. Это могут быть карты, книги, специальные тетради, изображения, видеозаписи, схемы или таблицы.
Информация должна быть представлена максимально просто, понятно и запоминающейся. К тому же она должна полностью соответствовать текущему уровню образования. Некоторая наглядная информация может использоваться постоянно, обеспечивая эффективное запоминание основного материала, например, глаголов и простых фраз в английском языке или форму по математике и физике. Также перед новой темой нужно подготовить свежие пособия и наглядные материалы.
Важным элементом планируемого скаффолдинга является и активность обучающихся. Это позволяет повысить их заинтересованность в процессе и обеспечивает ответственность за результаты.
Таким образом, скаффолдинг является эффективным инструментом для обучения учеников любого возраста и вне зависимости от предмета и направления. Он позволяет достичь ученикам высоких результатов за короткий промежуток времени, а также иметь постоянную конструктивную поддержку при возникновении сложностей.