Размер шрифта:

Скаффолдинг – что это такое

25.12.2024

Скаффолдинг представляет собой теорию обучения, которая заключается в том, что преподаватель или наставник помогает ученику решить поставленные задачи или справиться с возникшими в процессе обучения проблемами. При этом преподаватель оказывает помощь только для решения определенной задачи и в необходимом для этого объеме. Основной целью скаффолдинга является повышение самостоятельности учеников и формирования к них навыков обучения и возможности справиться с поставленными задачами. Основными инструментами скаффолдинга является работа в группе, физическая активность и визуализация.

Скаффолдинг представляет собой теорию обучения

Описание понятия

Скаффолдинг дословно переводится как «строительные леса». Точно так же, как леса помогают строителям в выполнении работы, скаффолдинг обеспечивает ученикам необходимую поддержку при преодолении вершин на пути к успеху. Скаффолдинг подразумевает активное участие в обучении учителей, наставников, педагогов и родителей.

Наставник должен быть рядом с учеником, но помогать ему только на определенном уровне, чтобы он смог сам научиться справляться с трудными задачами. Поэтому данное понятие не означает, что наставник должен делать все за ученика, а только помогать ему в преодолении тех шагов, которые он не может сделать самостоятельно. При этом учитель не дает готовые ответы, а помогает ученику найти их самому.

К примеру, нельзя научить кого-то ездить за рулем, если он будет всегда находиться на пассажирском сидении. Скаффолдинг направлен только на помощь и поддержку. Никакая работа не должна быть выполнена на ученика. Наставник и учитель должен мотивировать и поддерживать, а не решать все проблемы. Поэтому данный термин означает квалифицированную помощь и поддержку в процессе обучения, обеспечивающую его максимально быстрое развитие и приобретение навыков самостоятельности.

Основные принципы

Термин скаффолдинга появился почти 50 лет назад и был изобретен известными американскими психологами. Они занимались изучением процесса обучения и поняли, что именно наставничество лучше всего мотивирует учеников на быстрое получение нужных навыков и учит их самостоятельно решать сложные задачи.

Поэтому процесс такого обучения заключается в первую очередь в контроле выполнения задач, а если ученик с ними не справляется или они выходят за пределы его знаний и умений, то он должен сам попросить о помощи. Пока этого не происходит, наставник не вмешивается в попытки ученика самостоятельно решить проблему. К основным принципам скаффолдинга относится:

  1. Привлечение внимания. Основной задачей скаффолдинга является привлечение интереса ученика и создание атмосферы, в которой он сам захочет следовать правилам, чтобы получать новые знания и выполнять задачи. Для этой цели могут использоваться игровые моменты или интересные задания.
  2. Сокращение количества операций для достижения результата. Это означает, что учитель берет на себя лишние действия и упрощает задачу для ученика, чтобы он мог сосредоточиться на важных шагах, позволяющих получить новый опыт и навыки.
  3. Удержание внимания. Задачей учителя является помощь сохранения фокуса на выполнении главных задач. Он должен сохранять его мотивацию, поощряя за усилия даже при отсутствии быстрого результата.
  4. Демонстрация решений. Наставник должен показывать, как решаются задачи, чтобы ученик понимал, что от него хотят и к чему ему стремиться. В процессе выполнения задачи учитель может попросить ученика, объяснить, почему он делает это так или иначе.
  5. Предотвращение фрустрации ученика. Скаффолдинг должен обеспечивать комфортный процесс обучения, полную вовлеченность ученика в процесс, поддержку наставника. Но, при этом ученик не должен становиться слишком зависимым от него. Внешняя поддержка должна постепенно ослабевать, чтобы повысить уровень самостоятельности.
  6. Вывод на первый план самых важных деталей. Ученик должен уметь выделять для себя главные моменты, чтобы быстрее достичь правильного решения. Это помогает повысить самооценку и развивать критическое мышление.

Чтобы ученик смог достичь поставленных задач, существуют пять основных критериев скаффолдинга:

  • задание должно иметь понятную и конкретную цель;
  • задание должно соответствовать возможностям ученика;
  • обучение должно быть построено так, чтобы ученик смог сам прийти к правильному решению;
  • помощь и поддержка должна со временем ослабевать;
  • задание должно выполняться при тесном сотрудничестве ученика и учителя.

Поэтому скаффолдинг является эффективным методом, использование которого дает возможность ученикам достигать поставленных целей. Применение на практике принципов скаффолдинга позволяет учителям поддерживать учеников и эффективно руководить процессом обучения.

Виды и стратегии скаффолдинга

Существует два основных вида скаффолдинга – это планируемый и непосредственный. В процессе обучения чаще всего используется оба вида скаффолдинга для обеспечения наилучшего результата.

Непосредственный скаффолдинг

Непосредственный скаффолдинг представляет собой стратегии, которые подбираются непосредственно в процессе учебы, например, во время ответа ученика на вопрос или при решении им трудной задачи. Данный тип скаффолдинга использует ряд приемов для лучшего усвоения материала:

  1. Объяснение. Данный прием необходимо использовать в том случае, если материал оказался для ученика слишком сложным. Это помогает лучше понять содержимое и быстрее перейти к следующему шагу обучения.
  2. Мозговой штурм. Этот прием эффективен при прохождении нового материала. Он позволяет вспомнить уже имеющиеся знания по теме, чтобы внедрить в них новую информацию. Использование этого приема стимулирует креативное мышление и позволяет лучше понять сложные темы.
  3. Сокращение. Чтобы облегчить понимание сложных тем, из них могут быть выделены только основные моменты, на которых и нужно сосредоточиться.
  4. Разделение материала на мелкие фрагменты. Это позволяет лучше усвоить тему, а также получить помощь в изучение наиболее сложных моментов в общей теме.
  5. Перефразирование. Если при изучении новой темы используются сложные определения, для лучшего понимания информации учитель может перефразировать сложные конструкции простыми словами.
  6. Невербальная коммуникация. К ней относится мимика, жесты и зрительный контакт для лучшего понимания информации.
  7. Наводящие вопросы. Они помогают ученику лучше раскрыть тему и направить его мысли.

К примеру, можно визуализировать путь ученика к завершению задания, где на каждом его участке нужно сделать небольшие части. Такой способ позволяет временно скрыть ненужные задачи, чтобы помочь сфокусироваться на основном.

Планируемый скаффолдинг

Планируемый тип скаффолдинга также подразделяется на разные формы:

  1. Визуализация. Этот метод требует использование заранее подготовленных картинок, видео, ментальных карт, схем, презентаций и других материалов для лучшего восприятия информации.
  2. Манипулирование. Заключается в использование в процессе обучение реакций фотографий, исторических документов, копий исторических документов.
  3. Сотрудничество. Данный метод заключается в совместной работе парами или группами. Это позволяет подтянуть знания нескольких учеников, увидеть реальные знания каждого из них, облегчить обучение с помощью коммуникаций и сотрудничества.
  4. Физическая активность. Она связывает движения с определенными словами или понятиями. Это позволяет облегчить процесс запоминания и вызвать нужные понятия или термины при повторении перемещения или другой физической активности.
  5. Повторяющиеся действия. При использовании повторяющихся процедур и операций важно обеспечить их хорошее запоминания, чтобы облегчить запоминания большого объема информации.
  6. Создание постоянного контакта с изучаемой информации. К примеру, при изучении химии в классе должны быть развешаны формулы и таблица Менделеева, в классе английского языка – плакаты с фразами и таблицы с временами. Также у каждого ученика должна быть книга, словарь и другие пособия для обучения.

Планируемый скаффолдинг не менее эффективен, чем тот, который используется непосредственно в процессе обучения. К таким приемам в первую очередь относятся заранее подобранные и подготовленные учебные материалы. Это могут быть карты, книги, специальные тетради, изображения, видеозаписи, схемы или таблицы.

Информация должна быть представлена максимально просто, понятно и запоминающейся. К тому же она должна полностью соответствовать текущему уровню образования. Некоторая наглядная информация может использоваться постоянно, обеспечивая эффективное запоминание основного материала, например, глаголов и простых фраз в английском языке или форму по математике и физике. Также перед новой темой нужно подготовить свежие пособия и наглядные материалы.

Важным элементом планируемого скаффолдинга является и активность обучающихся. Это позволяет повысить их заинтересованность в процессе и обеспечивает ответственность за результаты.

Таким образом, скаффолдинг является эффективным инструментом для обучения учеников любого возраста и вне зависимости от предмета и направления. Он позволяет достичь ученикам высоких результатов за короткий промежуток времени, а также иметь постоянную конструктивную поддержку при возникновении сложностей.