Несмотря на хорошее качество общеобразовательных программ, действующих в учебных заведениях страны, дополнительное образование остается востребованным. С помощью внешкольной и внеуниверситетской деятельности дети и взрослые совершенствуют интеллектуальные, нравственные, физические способности, становятся более успешными в профессиональном и человеческом отношении, играют заметную роль в социуме
Начиная с середины 19-го века дополнительное образование постепенно развивалось, в конечном итоге приобрело текущие формы и содержание. Основными этапами данного процесса являются:
Теория и практика подобной работы также постепенно развивались. Внешкольным и дополнительным образованием занимались известные на территории страны и за ее пределами педагоги, ученые, общественные деятели.
С середины 19-го столетия на территории страны начали появляться вечерние и воскресные школы, курсы обучения для взрослых, библиотеки, читальные залы и другие заведения внешкольного образования. К особенностям данного процесса можно отнести:
После октября 1917 года в государственную систему образования были включены внешкольные курсы. Одной из задач таких центров являлось времяпрепровождение населения с пользой, выраженной получением дополнительных знаний и навыков.
Постоянная внешкольная работа с детьми разного возраста является одной из частей воспитания и образования. Подобная деятельность ведется во внеучебное время и не входит в общую образовательную программу.
К особенностям внешкольной работы можно отнести:
После формирования домов пионеров и школьников выделяют 3 основных направления во внешкольной работе. Основными функциями таких организаций являются учебно-кружковая, массовая и методическая деятельность.
Общая государственная система дополнительного образования стартовала в 1918 году. Резкий рост и развитие внешкольных учреждений позволил охватить большой объем различных видов деятельности, в том числе техническое, прикладное, декоративное творчество.
К особенностям развития системы дошкольного образования можно отнести:
На третьем технологическом этапе нормативно-правовая и программно-методическая базы продолжили развитие. Система дополнительного образования приобрела современные контуры и особенности.
Функционирующая на территории страны система образования предполагает работу с детьми и взрослыми, а также профессиональное обучение необходимым навыкам. Для каждого вида разработаны специальные программы, разработаны и утверждены нормативные документы. Всего существует шесть направлений деятельности, для каждого из которых имеются соответствующие стандарты.
Реализация детей и молодежи в творческой деятельности осуществляется путем дополнительного образования художественного направления. Для изучения доступны следующие виды деятельности:
Также в систему дополнительного художественного образования входят внешкольные организации других направленностей. В современных условиях количество и виды деятельности подобных учреждений постоянно растут.
В общеобразовательных учреждениях дают достаточно большой запас знаний по разным предметам. Если ребенок или подросток хочет развиваться в естественнонаучной сфере, организации дополнительного образования помогут в целом ряде направлений:
Также в естественно научную сферу дополнительного образования входит физико-химическое направление обучения. Для детей все указанные виды программ могут быть интересными и заслуживающими внимания.
Для большого количества мальчиков технические направления развития являются приоритетными и интересными. Соответственно, в стране организованы и функционируют клубы и кружки в различных видах деятельности:
Все указанные направления деятельности поддерживаются государством, так как в данных отраслях имеются определенные проблемы с кадрами, которые необходимо оперативно решать.
Развитие и самореализация молодежи в системе социальных отношений во многом достигается деятельностью организаций дополнительного образования соответствующей направленности. Функционирующие программы расширяют кругозор детей в области гуманитарных наук, развивают способности для жизни в современном мире с учетом постоянных изменений.
Молодежь учится критически мыслить, объективно оценивать большой объем поступающей информации, работать в команде, прокачивать свои личные качества, саморазвиваться, приобретает необходимые знания и навыки.
Программы социально-гуманитарного дополнительного образования достаточно разносторонние. Каждый ребенок может выбрать интересное ему направление. Пользуются спросом организации, обучающие экономическим, управленческим навыкам, социокультурным и гражданско-правовым аспектам деятельности.
Одним из основных направлений развития детей и молодежи являются физкультура и спорт. С раннего возраста подрастающее поколение приобщается к здоровому образу жизни. Физкультурное направление объединяет такие секции, как спортивная гимнастика, футбол, хоккей, плавание и многие другие виды. Также существуют организации, работающие в сфере общей физической подготовки и лечебной физкультуры.
Изучение родного края и регионов страны также является востребованным направлением дополнительного образования. Подрастающее поколение с удовольствием посещает секции и кружки туристической и краеведческой направленности, функционирующие во многих населенных пунктах по всей стране.
Направление внешкольного образования имеет значительную социальную роль. Государственными органами формируется заказ на необходимых стране специалистов, в соответствии с которым работают высшие учебные заведения, организации специального и дополнительного обучения. К особенностям развития данного направления относятся:
Дополнительное образование постепенно и последовательно развивается, становится более комплексным, позволяет добиваться поставленных задач. Количество и направленность кружков и секций увеличивается, что дает подрастающему поколению массу возможностей по самореализации. Каждый человек, прошедший школу дополнительного образования, становится более адаптированным и востребованным в современном мире.