Размер шрифта:

Дополнительное образование в России

06.08.2024

Несмотря на хорошее качество общеобразовательных программ, действующих в учебных заведениях страны, дополнительное образование остается востребованным. С помощью внешкольной и внеуниверситетской деятельности дети и взрослые совершенствуют интеллектуальные, нравственные, физические способности, становятся более успешными в профессиональном и человеческом отношении, играют заметную роль в социуме

Дополнительное образование в России — история и развитие

Как появилось дополнительное образование в нашей стране

Начиная с середины 19-го века дополнительное образование постепенно развивалось, в конечном итоге приобрело текущие формы и содержание. Основными этапами данного процесса являются:

  • внешкольное образование, которым занимались общественные организации и частные лица с середины 19-го века до начала 20-го века;
  • внешкольная работа проводилась в этот же период времени и охватывала деятельность детских, спортивных клубов, летних лагерей;
  • система дополнительного образования развивалась с 1918 года, охватывала работу большого количества внешкольных учреждений разной направленности.

Теория и практика подобной работы также постепенно развивались. Внешкольным и дополнительным образованием занимались известные на территории страны и за ее пределами педагоги, ученые, общественные деятели.

Особенности внешкольного образования

С середины 19-го столетия на территории страны начали появляться вечерние и воскресные школы, курсы обучения для взрослых, библиотеки, читальные залы и другие заведения внешкольного образования. К особенностям данного процесса можно отнести:

  • все подобные учреждения создавались на деньги частных инвесторов или на общественные средства. Государство не принимало участия в финансировании;
  • развитие таких воскресных и вечерних школ совпало с отменой крепостного права, инициаторами по большей части становились активно настроенные студенты;
  • многие известные деятели, например, Пирогов Н.И., Ушинский К.Д., Корф Н.А., активно поддерживали создание и развитие подобных обществ;
  • после 1905 года стали появляться народные университеты, в 1914 годы начали образовываться летние обучающие курсы.

После октября 1917 года в государственную систему образования были включены внешкольные курсы. Одной из задач таких центров являлось времяпрепровождение населения с пользой, выраженной получением дополнительных знаний и навыков.

Особенности внешкольной работы

Постоянная внешкольная работа с детьми разного возраста является одной из частей воспитания и образования. Подобная деятельность ведется во внеучебное время и не входит в общую образовательную программу.

К особенностям внешкольной работы можно отнести:

  • данная деятельность по большей части реализуется внешкольными организациями, при этом тесно переплетается с общеобразовательной программой обучения и воспитания;
  • первый опыт подобной работы датируется концом 19-го столетия. С 1914 года информация по внешкольному образованию обобщается и классифицируется;
  • после революции подобная деятельность является основной для детских клубов, кооперативов, сельских просветительских обществ и других подобных организаций;
  • уже с 1930 года формируется полномасштабная сеть дошкольных учреждений, которая быстро распространяется по всей территории страны.

После формирования домов пионеров и школьников выделяют 3 основных направления во внешкольной работе. Основными функциями таких организаций являются учебно-кружковая, массовая и методическая деятельность.

Особенности дополнительного образования

Общая государственная система дополнительного образования стартовала в 1918 году. Резкий рост и развитие внешкольных учреждений позволил охватить большой объем различных видов деятельности, в том числе техническое, прикладное, декоративное творчество.

К особенностям развития системы дошкольного образования можно отнести:

  • особое внимание внешкольная работа получает в 1923 году, после открытия научно-педагогического университета;
  • система внешкольной воспитательной работы с детьми была выстроена к 1940 году, когда были определены как комплексные, так и специализированные типы учреждений;
  • особое внимание во всех внешкольных программах уделялось патриотическому воспитанию, спортивной и физической подготовке;
  • в период с 1950 по 1980 годы были разработаны более 200 программ внешкольного обучения и воспитания детей и молодежи;
  • после принятия в 1992 году закона об образовании, системе дополнительного образования был дан новый импульс к развитию.

На третьем технологическом этапе нормативно-правовая и программно-методическая базы продолжили развитие. Система дополнительного образования приобрела современные контуры и особенности.

Направления в дополнительном образовании

Функционирующая на территории страны система образования предполагает работу с детьми и взрослыми, а также профессиональное обучение необходимым навыкам. Для каждого вида разработаны специальные программы, разработаны и утверждены нормативные документы. Всего существует шесть направлений деятельности, для каждого из которых имеются соответствующие стандарты.

Дополнительное образование художественной направленности

Реализация детей и молодежи в творческой деятельности осуществляется путем дополнительного образования художественного направления. Для изучения доступны следующие виды деятельности:

  • музыкальное творчество и культура, вокально-хоровое искусство предполагают обучение в соответствующих внешкольных учреждениях;
  • отдельным направлением является театральное творчество, в состав которого входят сценическое мастерство, речь, движения, другие навыки;
  • хореография и эстрадно-цирковое искусство являются популярными и востребованными направлениями дополнительного образования;
  • изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество преподаются в различных кружках и секциях.

Также в систему дополнительного художественного образования входят внешкольные организации других направленностей. В современных условиях количество и виды деятельности подобных учреждений постоянно растут.

Дополнительное образование естественнонаучной направленности

В общеобразовательных учреждениях дают достаточно большой запас знаний по разным предметам. Если ребенок или подросток хочет развиваться в естественнонаучной сфере, организации дополнительного образования помогут в целом ряде направлений:

  • эколого-биологическое и физико-географическое дополнительное образование пользуется спросом у молодежи;
  • экологическое воспитание детей также является важным и востребованным направлением работы учреждений дополнительного образования;
  • работающие в стране кружки и внешкольные организации формируют общую картину мира у детей, развивают исследовательскую активность в изучении живой и неживой природы.

Также в естественно научную сферу дополнительного образования входит физико-химическое направление обучения. Для детей все указанные виды программ могут быть интересными и заслуживающими внимания.

Дополнительное образование технической направленности

Для большого количества мальчиков технические направления развития являются приоритетными и интересными. Соответственно, в стране организованы и функционируют клубы и кружки в различных видах деятельности:

  • автомоделирование и судомоделирование для многих детей являются подготовительным этапом для поступления в профильные высшие учебные заведения;
  • радиотехника и электроника, робототехника – это современные и востребованные направления деятельности;
  • различные технические виды спорта и техническое моделирования традиционно пользуются спросом у молодежи;
  • все более востребованными являются такие направления дополнительного образования, как программирование, компьютерная техника, медиатворчество.

Все указанные направления деятельности поддерживаются государством, так как в данных отраслях имеются определенные проблемы с кадрами, которые необходимо оперативно решать.

Дополнительное образование социально-гуманитарной направленности

Развитие и самореализация молодежи в системе социальных отношений во многом достигается деятельностью организаций дополнительного образования соответствующей направленности. Функционирующие программы расширяют кругозор детей в области гуманитарных наук, развивают способности для жизни в современном мире с учетом постоянных изменений.

Молодежь учится критически мыслить, объективно оценивать большой объем поступающей информации, работать в команде, прокачивать свои личные качества, саморазвиваться, приобретает необходимые знания и навыки.

Программы социально-гуманитарного дополнительного образования достаточно разносторонние. Каждый ребенок может выбрать интересное ему направление. Пользуются спросом организации, обучающие экономическим, управленческим навыкам, социокультурным и гражданско-правовым аспектам деятельности.

Дополнительное образование физкультурно-спортивной и туристико-краеведческой направленности

Одним из основных направлений развития детей и молодежи являются физкультура и спорт. С раннего возраста подрастающее поколение приобщается к здоровому образу жизни. Физкультурное направление объединяет такие секции, как спортивная гимнастика, футбол, хоккей, плавание и многие другие виды. Также существуют организации, работающие в сфере общей физической подготовки и лечебной физкультуры.

Изучение родного края и регионов страны также является востребованным направлением дополнительного образования. Подрастающее поколение с удовольствием посещает секции и кружки туристической и краеведческой направленности, функционирующие во многих населенных пунктах по всей стране.

Особенности развития дополнительного образования

Направление внешкольного образования имеет значительную социальную роль. Государственными органами формируется заказ на необходимых стране специалистов, в соответствии с которым работают высшие учебные заведения, организации специального и дополнительного обучения. К особенностям развития данного направления относятся:

  • в соответствии с государственной политикой формируются методики выявления потребностей на дополнительное образование;
  • в обязательном порядке ведется прогнозирование развития различных отраслей. В соответствии с полученной оценкой определяются направления дальнейшего развития организаций дополнительного образования;
  • стратегическая цель страны – повысить качество и уровень образования населения, обеспечить предприятия и бизнес квалифицированными кадрами. В соответствии с подобными задачами развивается система дополнительного образования;
  • практикуется модульный подход к данному направлению деятельности. Это позволяет индивидуально развивать каждого молодого человека, выявлять его наиболее сильные стороны.

Дополнительное образование постепенно и последовательно развивается, становится более комплексным, позволяет добиваться поставленных задач. Количество и направленность кружков и секций увеличивается, что дает подрастающему поколению массу возможностей по самореализации. Каждый человек, прошедший школу дополнительного образования, становится более адаптированным и востребованным в современном мире.