Электронная система дистанционного обучения (СДО) – это онлайн-инструмент для организации обучения на удаленной основе. Такие платформы позволяют читать книги, просматривать курсы в виде видеоуроков, проходить тестирования, контролировать учебный процесс, формировать отчеты для руководства и т.д.
Формат обучения в виде СДО дает возможность оперативно охватить десятки, сотни сотрудников. И это без привлечения большого количества коучей. Все, что требуется для организации процесса – подготовить учебные материалы, разработать тесты, интерактивные игры для геймификации и т.д. Остается лишь предоставить доступ к решению. Разберемся подробнее в этой системе обучения.
Платформа СДО существенно упрощает учебную нагрузку, контроль прохождения курсов/тестов и позволяет практически в любое время суток, независимо от местонахождения посещать вебинары, иные виртуальные занятия. Обучающие материалы, результаты обучения каждого студента, все это хранится в единой базе. Руководители, преподаватели имеют доступ к оценкам, анализу, сколько времени было потрачено на изучение предмета, прохождение тестов и т.д.
Существует схожее понятие – система электронного обучения. Она отличается от СДО тем, что не поддерживает удаленный формат работы. При ее использовании предполагается, что доступ ко всем учебным материалам можно получить только в учебном учреждении или в офисе компании. Внешне платформа для обучения может быть похожа на применяемые в дистанционных системах.
Прототип системы еще тогда электронного обучения был разработан в Университете Иллинойса (США), в 1960 году. Изначально система предполагала инсталляцию на локальный сервер, который позволял подключаться к платформе внутри организации. Сегодня возможности шире, т.к. сервером может выступать удаленный хост, где установлен веб-сервис, доступный для подключения через обычные браузеры (на компьютере, смартфоне, планшете).
Табл. 1. Этапы развития СДО
Год |
Событие |
Комментарии |
1960 |
Прототип СДО |
Платформа получила название PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations) |
2002 |
Система Moodle |
Первый вариант платформы СДО с открытым исходным кодом, что и определило популярность решения. |
2004 |
Стандарт SCROM 2004 |
Стандарт под названием SCROM (Shareable Content Object Reference Model) разработан для обеспечения совместимости разных курсов между собой |
2012 |
Облачные СДО |
Новое поколение СДО, предполагающее размещение баз данных в облачных хранилищах. Там же устанавливаются интерактивные платформы, доступные пользователям через стандартные браузеры |
Возможности современных платформ СДО в разы шире по сравнению с их предшественниками 20-летней давности. Процесс обучения стало легко вынести за пределы привычной аудитории, учиться теперь можно хоть с рабочего места, хоть из дома или даже загородной дачи.
Первое, что стоит отметить – это универсальность решения. Системы СДО актуальны как для преподавателей школ, университетов или репетиторов, так и для HR-менеджеров, коучей, бизнес-тренеров и т.д. Формат обучения набрал популярность и удерживает ее много лет благодаря тому, что обладает несколькими плюсами по сравнению со стандартным учебным процессом.
Современные системы СДО в большинстве своем работают через интернет. Это означает, что для использования такой обучающей платформы нет необходимости развертывать собственный сервер, устанавливать на него программы. Все, что требуется от пользователя – зарегистрировать аккаунт и выбрать подходящий курс/тест.
На систему можно возложить практически всю рутину: планирование согласно графику работников или иного принципа, напоминание о дедлайнах, составление отчетов и т.п. Некоторые платформы поддерживают автоматическое назначение ежемесячного, ежегодного переобучения/аттестации, а по достижении результатов выдачу сертификата о подтверждении квалификации.
Одним кликом в СДО можно назначить тестирование целого отдела или филиала. Система проверит результаты, отобразит успеваемость в среднем и в разрезе каждого работника.
Есть возможность разработать план обучения/переобучения под каждого специалиста, должность или подразделение. Например, отдельный поток создать для стажеров, для тех, кто прошел первую аттестацию, для сотрудников, имеющих стаж от 1 года. По каждой программе можно установить собственные сроки прохождения курсов, тестирования.
Обучающиеся не привязаны к рабочему месту. Они могут заходить в систему хоть с мобильного телефона или планшета, хоть с домашнего компьютера. Некоторые платформы СДО поддерживают работу без доступа к интернету, поэтому в них можно работать даже в метро или на загородной даче, где вообще нет связи.
Каждый сотрудник имеет доступ к одной и той же информации, в том числе к ее обновлениям при изменении регламентов/рабочих процессов. В единой базе нередко хранят бланки документов или иные типовые шаблоны, которые используются внутри компании. Это упрощает адаптацию новых сотрудников, поддержание уровня квалификации людей со стажем.
Встроенные интерактивные элементы делают процесс обучения интереснее. Работодатели обычно внедряют балльную систему оценки знаний каждого сотрудника, рейтинги, турнирные таблицы и прочие подобные фишки, позволяющие увеличить вовлеченность в процесс обучения.
Работодатель избавляется от необходимости оплачивать командировки: билеты на самолет, жилье, питание (или сотрудникам, или коучам). Систему СДО можно оплачивать по необходимости – раз в год, в месяц, по любому графику.
Никаких ограничений по использованию систему дистанционного обучения нет. Она подходит для организации корпоративного обучения/аттестации, для школ, университетов, репетиторов, онлайн-школ и прочих подобных заведений.
Системы СДО внедряют для обучения отдельным предметам. На них основана работа факультетов, предполагающих дистанционное обучение (например, в НИУ ВШЭ, СПбГУ, МЭСИ). В базе будут храниться промежуточные, итоговые оценки, сданные работы вроде рефератов, курсовых или ВПР. Там же обычно открывают доступ к учебным материалам, в текстовом, видеоформате.
Компании любой сферы деятельности, независимо от масштабов применяют СДО для организации обучения: с нуля, ежемесячно/ежеквартально/ежегодно и т.д. Крупный бизнес нередко запускает новые направления, когда необходимо быстро переобучить персонал. В этом также поможет СДО, позволяющая проходить курсы без отрыва от работы.
В зависимости от выбора платформы для дистанционного обучения функционал может несколько различаться. Также стоит отметить, что практически все разработчики непрерывно совершенствуют свои продукты, поэтому возможности сервисов регулярно расширяются.
В СДО можно разделить сотрудников по группам исходя из выбранных работодателем признаков. Например, по отделам, уровню квалификации, филиалам, направлениям деятельности и т.д. Курсы для бухгалтеров обычно заметно отличаются от аналогичных блоков для HR, архивариусов, того же секретаря или референта.
Программу можно разработать «с нуля», на базе действующих регламентов. В ход здесь идут видел, презентации, книги, различные таблицы и схемы, отражающие суть изучаемых материалов. Доступ к каждому последующему этапу обычно открывают после успешной сдачи тестов, назначенных по результатам завершения предыдущих.
Встроенные модули аналитики помогают наглядно увидеть успеваемость, насколько своевременно сотрудники проходят курсы/тесты, в чем они совершают ошибки (чему нужно их подучить) и т.д. Контроль подготовки упрощает планирование поиска/найма новых людей, расширение штата.
Нередко системы СДО поддерживают функционал социальных сетей. Например, сотрудники там могут проконсультироваться у более опытных коллег, дать обратную связь по курсам, в том числе порекомендовать улучшить/изменить их (иногда исправить ошибки, обновить какие-то устаревшие моменты). Преподавателям при таком подходе проще поддерживать актуальность курсов.
Время очных курсов прошло. Теперь к СДО можно подключиться в любое время суток, проходить курсы разово или поэтапно, в зависимости от наличия свободного времени. Открывать платформу можно в любой комбинации: с компьютера, планшета, смартфона (система запоминает последнее действие, позволяет продолжить изучение, а не каждый раз начинать заново).
Основной вариант классификации предполагает деление систем СДО на бесплатные и платные. В первой категории продуктов обычно представлены платформы с открытым исходным кодом. В них встроен базовый функционал, который можно дорабатывать, адаптировать под бизнес-процессы конкретной организации (самостоятельно или при помощи сторонних специалистов). Популярные системы, распространяемые бесплатно – Moodle, Atutor, Ilias.
Коммерческие системы дистанционного обучения намного проще в использовании. Они включают значительно большее количество функций, постоянно дорабатываются. Важно учитывать, что для разработки курсов в платных версиях СДО обычно привлекают профильных специалистов, когда как бесплатные часто содержат типовые материалы, доступные в интернете и без платформы.
Еще системы могут отличаться по способу установки – облачные и коробочные. Первые работают через интернет и доступны на любом устройстве в круглосуточном режиме. Все сведения хранятся в единой базе на удаленном сервере. Коробочные версии предварительно нужно устанавливать на локальный сервер, настраивать. Проходить обучение чуть сложнее, хотя современные технологии позволяют настроить и удаленный доступ.
Приведем сжатый перечень критериев, которые желательно учитывать при выборе системы. Они не являются обязательными, т.к. потребности в функционале у разных организаций отличаются друг от друга.
Основной их перечень:
Также может оказаться критичной поддержка создания собственных текстов или редактирование контента, группировки пользователей, управления ролями, планирования обучения (календари и пр.). Чтобы получить более подробную консультацию по возможностям СДО, звоните в компанию ОЧУ ДПО «УККОМ-Центр».
Специалисты помогут организовать курсы по охране труда, по пожарно-техническому минимуму, электробезопасности, тепловым установкам, промышленной безопасности. Вебинары и другие мероприятия организуют высококвалифицированные преподаватели престижных вузов.