Размер шрифта:

5 этапов повышения квалификации

22.11.2024

Профессиональные навыки, полученные еще в вузе, при стажировке устаревают довольно быстро. Причина объяснима: появляются новые стандарты, законодательные нормы, инструменты, которые ранее были недоступны или даже еще не существовали. Новое время требует новых знаний, умений, которые можно получить на курсах повышения квалификации. Это касается многих профессий – преподавателей, врачей, бухгалтеров, аудиторов и т.д.

5 этапов повышения квалификации

Что такое повышение квалификации

Термин «повышение квалификации» трактуют по-разному. Но любая формулировка сводится к обновлению профессиональных знаний, умений, навыков. Нередко с одновременным ростом по службе, с переходом на более ответственную и высокооплачиваемую должность. Такое обучение, как минимум, позволяет сохранять эффективность сотрудников, дает им возможность адекватно воспринимать даже кардинальные изменения в своей отрасли.

Цели и задачи повышения квалификации

Цель повышения квалификации одна – совершенствовать профессионализм кадрового состава. Это нужно как работодателю, так и самим сотрудникам. Первый получает рост производительности и степени удовлетворенности клиентов, улучшения их лояльности к компании. Вторые обеспечивают себе рост по карьерной лестнице, по заработной плате. Если человек пока не работает, он заметно увеличивает шансы устроиться на высокооплачиваемую, престижную должность.

Задачи обучения могут отличаться в зависимости от специфики деятельности и еще ряда факторов. Обобщим их по наибольшей востребованности:

  1. Повышение производительности. Повышение квалификации поможет сделать персонал еще более эффективным.
  2. Соответствие требованиям отрасли. Востребованность на рынке труда сильно связана с навыками, умениями сотрудника с учетом нововведений, изменений в сфере деятельности.
  3. Подготовка карьерных лидеров. Речь идет о подготовке кадрового резерва для замещения руководящих должностей, например, при открытии новых филиалов, расширении фирмы.
  4. Стремление удержать таланты. Работа на перспективу требует вложений в развитие тех, кто показывает большой потенциал, кто способен стать эффективнее.
  5. Освоение новых технологий. Предприятие может закупить оборудование, программное обеспечение, внедрить новые бизнес-процессы и т.д.

Чтобы достичь максимальной эффективности важно, чтобы цели соотносились с задачами. Поэтому необходимо внимательно отнестись к выбору курсов. На решение влияет:

  1. Отрасль и технологический уровень организации.
  2. Внутренняя политика, стратегические цели.
  3. Текущий уровень квалификации сотрудников.
  4. Бюджет, выделенный на обучение.

Подробнее объяснят сотрудники ОЧУ ДПО «Учебный центр «УККОМ-Центр». Обращайтесь, мы поможем подобрать наиболее подходящий вариант.

Варианты повышения квалификации

На практике выделяют три базовых вида повышения квалификации: краткосрочное, тематическое и долгосрочное. Их отличает программа, сроки прохождения обучения, типовые направления, где применимы те или иные варианты.

Краткосрочное повышение квалификации

Обычно речь идет об изучении теории, нацеленной на решение определенной проблемы или задачи. Сроки обучения составляют от нескольких дней до нескольких недель. Этот вид практикуют для улучшения профессиональных качеств руководителей, маркетологов, специалистов по закупу. Еще возможно обучение проектированию, основам информационной, пожарной безопасности.

Тематические семинары, курсы

Такое обучение нацелено на изучение «узких» тем внутри конкретной отрасли. Например, это могут быть мини-курсы по бухгалтерскому учету, сестринскому делу, радиационной безопасности или по воспитанию детей с ОВЗ. На подобные мероприятия выделяется несколько часов максимум, этого достаточно для прочтения лекции, получения обратной связи, обсуждения вопросов.

Долгосрочное повышение квалификации

Вариант отличается от предыдущих более насыщенной программой обучения, требующей уже не нескольких часов или недель, а минимум 2-3 месяца. Это дает эффект в виде более глубоких знаний и навыков в выбранном направлении.

Формы и методы обучения

В зависимости от выбранного варианта обучение проводится в очной, очно-заочной форме или на базе дистанционных технологий. Очные мероприятия подразумевают личное посещение семинаров или курсов. Их проводят в актовых залах, кабинетах учебных заведений, где имеются технические средства для воспроизведения учебных материалов.

Недостатком очного обучения являются большие затраты времени. Сотрудники вынуждены ходить на курсы в рабочее время. Зато это позволяет послушать лекции экспертов в конкретной области, лично получить обратную связь по выполненным заданиям. Заодно есть возможность пообщаться с коллегами, с головой окунуться в учебный процесс.

Очно-заочная форма обучения представляет собой смешанный вариант обучения. Он объединяет преимущества очного и дистанционного формата. Например, лекции работникам читают эксперты при их личном присутствии. Выполнять же задания допускается дома, в свободное время. Главное, вовремя сдать результаты тестов.

Обучение в дистанционном формате считается наиболее перспективным вариантом для повышения квалификации. Курсы легко проходить прямо из дома или с рабочего места в офисе. Здесь уместно применение различных технологий: видеоконференции, вебинары, системы СДО, предоставление доступа к электронной библиотеке, интерактивное общение в группе, с наставником и т.д.

Единственный «минус» формата заключается в том, что обучение требует высокой самомотивации и дисциплины. Изучать предмет придется самостоятельно, хотя и при поддержке педагогов, коллег (пусть и из других организаций). Дистанционные курсы повышения квалификации запланированы так, чтобы персонал мог учиться и обойтись без дополнительных выходных на работе.

Популярные методы организации обучения с привлечением внешних специалистов:

  1. Конференции, встречи, симпозиумы.
  2. Тренинги, лекции, деловые игры.
  3. Интерактивные курсы и т.д.

Если речь идет о повышении квалификации внутри компании, актуальны инструктажи, ротация, наставничество, тьюторство, шэдуинг.

Как организовать процесс повышения квалификации

Наиболее эффективен поэтапный подход к обучению, который включает несколько шагов: от выяснения реальных потребностей и разработки индивидуальной программы до планирования времени, прохождения курсов и контроля результатов. Такой способ организации процесса дает возможность в любой момент подключиться, скорректировать его.

Шаг №1. Анализ потребностей в повышении квалификации персонала

Перед обращением в учебное учреждение рекомендуется оценить текущие компетенции, какими обладают работники. И уже на базе выводов сформулировать цели и задачи предстоящего процесса обучения. Важно заранее определить, в чем именно нужно поднять квалификацию, без чего никак не продолжить деятельность, какие именно сотрудники должны пройти курсы.

Шаг №2. Разработка программы повышения квалификации

Это первый этап, когда желательно подключать профильных специалистов. Они помогут составить план обучения, включая определение его формы, сроков проведения образовательных мероприятий, желаемое содержание/результат.

Шаг №3. Организация и проведение обучения

Непосредственно сам этап повышения квалификации проходит в соответствии с выбранной формой обучения, по согласованному графику, утвержденной ранее программе. В процессе мероприятий проводится тестирование/аттестация каждого сотрудника.

Шаг №4. Контроль и оценка результатов

Итоги прохождения курсов повышения квалификации определяются индивидуально, на основании проводимых тестов, сданных практических заданий, экзаменов. Если специалист сдал требуемое, на его имя оформляется подтверждающий документ – удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Заключение

Повышение квалификации специалистов – важное мероприятие, необходимое для поддержания и увеличения профессионализма. В рамках проходимых курсов работники получают новые знания, умения и навыки. Они могут понадобиться для подтверждения соответствия занимаемой должности или для карьерного роста, поиска новой, более перспективной работы. Бизнесу это дает целый ряд плюсов: повышается эффективность персонала, растет конкурентоспособность и т.д.